Нас часто спрашивают
Когда в семье подрастает малыш, рано или поздно у родителей начинают возникать вопросы, связанные с детским оздоровительным лагерем. К нам поступают много вопросов от родителей, чьи дети недавно перешагнули порог детского оздоровительного лагеря. На часть из них мы постарались ответить в данном разделе.
Сколько дней мама может находиться с ребенком в группе, и нужно ли её присутствие?
В этом вопросе есть две стороны: формальная (юридическая) и психологическая.
Давайте, сначала рассмотрим юридический аспект.
В первый адаптационный период вы имеете полное право находиться в детском саду вместе со своим ребенком. В «Типовом договоре между государственным бюджетным образовательным учреждением (детским садом) и родителем» в разделе «Обязательства сторон» существует такой пункт: «Предоставить возможность Родителю находиться в группе вместе с ребенком в период адаптации при условии соблюдения санитарно-гигиенических требований».
В каждом регионе, в каждом детском саду длительность совместного адаптационного периода может устанавливаться по-разному. Но она может и должна варьироваться с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Вы как родитель вправе внести некоторые изменения и дополнения в договор.
Теперь рассмотрим психологический аспект.
В первое время пребывания в детском саду присутствие мамы (или другого близкого человека) совершенно необходимо малышу.
Что значит «первое время»? Это зависит и от возраста ребенка, и от его темперамента, и от того, насколько он готов к детскому саду (совпадение режима дня, общих требований, умение общаться…). Для кого-то это «первое время», то есть первый этап адаптации к детскому саду, равно примерно 3 дням, для кого-то – это неделя, а для кого-то – месяц.
Начинать посещение детского сада лучше всего с того, что первые 2-3 дня вы с ребенком будете просто присоединяться к группе во время прогулки. Всё-таки гуляние на улице с другими детьми – это совершенно привычная для малыша ситуация.
В последующие дни приводите ребенка в сад на 2-3 часа, и оставайтесь там вместе с ним все это время: ходите на прогулку, присутствуйте в группе во время занятий или общей игры. Все это должно выглядеть так, как будто вы вместе с малышом пришли в гости или привели его на детскую площадку. Вы вместе придете и вместе уйдете, когда сочтете нужным, как это и происходит при посещении гостей или детской площадки.
Такое совместное пребывание облегчает и работу воспитателей. Вместо того чтобы успокаивать и отвлекать плачущего и переживающего ребенка, у них будет возможность в спокойной обстановке познакомиться с новеньким ребенком и перенять у родителей какие-то приемы взаимодействия с их малышом.
Конечно, ребенку рано или поздно придётся оставаться в саду одному, без мамы, но к этому моменту он уже успеет в какой-то степени привыкнуть к новым людям и новой обстановке, и они уже не будут пугать его своей новизной.
Давайте, сначала рассмотрим юридический аспект.
В первый адаптационный период вы имеете полное право находиться в детском саду вместе со своим ребенком. В «Типовом договоре между государственным бюджетным образовательным учреждением (детским садом) и родителем» в разделе «Обязательства сторон» существует такой пункт: «Предоставить возможность Родителю находиться в группе вместе с ребенком в период адаптации при условии соблюдения санитарно-гигиенических требований».
В каждом регионе, в каждом детском саду длительность совместного адаптационного периода может устанавливаться по-разному. Но она может и должна варьироваться с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. Вы как родитель вправе внести некоторые изменения и дополнения в договор.
Теперь рассмотрим психологический аспект.
В первое время пребывания в детском саду присутствие мамы (или другого близкого человека) совершенно необходимо малышу.
Что значит «первое время»? Это зависит и от возраста ребенка, и от его темперамента, и от того, насколько он готов к детскому саду (совпадение режима дня, общих требований, умение общаться…). Для кого-то это «первое время», то есть первый этап адаптации к детскому саду, равно примерно 3 дням, для кого-то – это неделя, а для кого-то – месяц.
Начинать посещение детского сада лучше всего с того, что первые 2-3 дня вы с ребенком будете просто присоединяться к группе во время прогулки. Всё-таки гуляние на улице с другими детьми – это совершенно привычная для малыша ситуация.
В последующие дни приводите ребенка в сад на 2-3 часа, и оставайтесь там вместе с ним все это время: ходите на прогулку, присутствуйте в группе во время занятий или общей игры. Все это должно выглядеть так, как будто вы вместе с малышом пришли в гости или привели его на детскую площадку. Вы вместе придете и вместе уйдете, когда сочтете нужным, как это и происходит при посещении гостей или детской площадки.
Такое совместное пребывание облегчает и работу воспитателей. Вместо того чтобы успокаивать и отвлекать плачущего и переживающего ребенка, у них будет возможность в спокойной обстановке познакомиться с новеньким ребенком и перенять у родителей какие-то приемы взаимодействия с их малышом.
Конечно, ребенку рано или поздно придётся оставаться в саду одному, без мамы, но к этому моменту он уже успеет в какой-то степени привыкнуть к новым людям и новой обстановке, и они уже не будут пугать его своей новизной.
Если я нахожусь вместе с ребенком в детском саду первые дни, как мне вести себя?
Постарайтесь несколько раз прийти в детский сад пораньше, одними из первых, пока в группе совсем немного детей. Тогда ваш малыш сможет, не стесняясь, осмотреть все игрушки и поближе познакомиться с присутствующими детьми. А вы в это время пообщайтесь с воспитательницей (пока мало детей, она сможет уделить вам достаточно времени). У вашего ребенка должно сложиться ощущение, что вы общаетесь с воспитателем так же по-приятельски, как со своими подругами (а не как с чужим для вас человеком). Это поможет ребенку принять воспитателя и облегчит зарождение контакта с незнакомым взрослым человеком.
Находясь вместе с ребенком на улице и в группе, приложите максимум усилий, чтобы ваш малыш смог в дальнейшем обходиться без вас. Объясните ребенку, что делать, если он хочет в туалет; покажите, где какие игрушки лежат, где дети спят, кушают, одеваются. Помогите наладить самостоятельную игру вашего ребенка, а так же поиграйте вместе с другими детьми в игрушки. При этом предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность. Если ребенок отошел от вас – не следуйте за ним, если начал с кем-то играть – отойдите в сторону и не мешайте. Но если ребенок вас зовет, подойдите и помогите (сначала советом, а в случае необходимости, действием).
Не следует слишком затягивать совместное пребывание с малышом в детском саду, так как это приучит ребенка к мысли, что вы всегда будете ходить с ним в сад. Так что не ждите, что он вам по доброй воле скажет «пока» (это может произойти через очень большой промежуток времени). Поэтому, после того как вы убедились, что кроха уже в какой-то степени освоился, начинайте его оставлять в группе, вначале на совсем короткое время. Скажите ему самым беспечным тоном в тот момент, когда он занят чем-то интересным что-то, типа того: «Сынок, я сбегаю на 10 минут в магазин за булочкой! Подождешь меня здесь?». При этом вернитесь действительно быстро, чтобы ребенок не успел заскучать и расстроиться. Примерно таким образом постепенно приучайте малыша оставаться на более длительное время без вас в группе.
Очень вероятно, что ребенку все равно придется пройти через слезы, но они уже будут не такими горькими.
Находясь вместе с ребенком на улице и в группе, приложите максимум усилий, чтобы ваш малыш смог в дальнейшем обходиться без вас. Объясните ребенку, что делать, если он хочет в туалет; покажите, где какие игрушки лежат, где дети спят, кушают, одеваются. Помогите наладить самостоятельную игру вашего ребенка, а так же поиграйте вместе с другими детьми в игрушки. При этом предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность. Если ребенок отошел от вас – не следуйте за ним, если начал с кем-то играть – отойдите в сторону и не мешайте. Но если ребенок вас зовет, подойдите и помогите (сначала советом, а в случае необходимости, действием).
Не следует слишком затягивать совместное пребывание с малышом в детском саду, так как это приучит ребенка к мысли, что вы всегда будете ходить с ним в сад. Так что не ждите, что он вам по доброй воле скажет «пока» (это может произойти через очень большой промежуток времени). Поэтому, после того как вы убедились, что кроха уже в какой-то степени освоился, начинайте его оставлять в группе, вначале на совсем короткое время. Скажите ему самым беспечным тоном в тот момент, когда он занят чем-то интересным что-то, типа того: «Сынок, я сбегаю на 10 минут в магазин за булочкой! Подождешь меня здесь?». При этом вернитесь действительно быстро, чтобы ребенок не успел заскучать и расстроиться. Примерно таким образом постепенно приучайте малыша оставаться на более длительное время без вас в группе.
Очень вероятно, что ребенку все равно придется пройти через слезы, но они уже будут не такими горькими.
Как привести ребенка в сад, если он не хочет туда идти?
На самом деле это очень сложная проблема, и её решение требует больших «энергозатрат» со стороны родителей.
Начинайте настраивать ребенка на садик с вечера. Напомните о положительных моментах детсада: друзья, игрушки, вкусная еда, поговорите о том, как вы за ребенком придете и куда пойдете после сада. Вместе подготовьте одежду для сада, подберите игрушку, которую малыш завтра сможет взять в сад (только заранее убедитесь, что в вашем саду детям можно приносить игрушки из дома).
Определитесь, сколько времени нужно на утренние сборы вашему ребенку. Кого-то лучше вести в сад полусонным, и тогда будить его надо за 10 мин до выхода из дома, а кого-то, наоборот, желательно разбудить пораньше, чтобы успеть пообщаться, поиграть и покормить…
По дороге в садик рассказывайте ребенку, что вы сейчас пойдете на работу, что будете делать там то-то и то-то; а ваш малыш пойдет в садик и будет там делать то-то и то-то. Зная, что вы чем-то заняты, ребенку будет легче смириться с вашим отсутствием.
Многим детям сложно расставаться в саду именно с мамой. В этом случае целесообразно, чтобы отводили ребенка в сад другие члены семьи. А еще многим детям очень нравится, если их отводят в детский сад папа и мама вместе.
В шкафчике ребенка может ожидать небольшой «подарок», положенный туда «воспитателем».
Если малышу сложно входить в группу, наполненную детьми, то приводите его в садик одним из самых первых, так и у воспитателя будет больше времени отвлечь вашего ребенка от грустных мыслей, и ему самому будет не так страшно войти в группу.
Иногда помогает приход в садик во время какого-то режимного момента (когда все идут мыть руки или переодеваются на зарядку). Тут уж некогда плакать, надо поскорее «включаться» в процесс.
Начинайте настраивать ребенка на садик с вечера. Напомните о положительных моментах детсада: друзья, игрушки, вкусная еда, поговорите о том, как вы за ребенком придете и куда пойдете после сада. Вместе подготовьте одежду для сада, подберите игрушку, которую малыш завтра сможет взять в сад (только заранее убедитесь, что в вашем саду детям можно приносить игрушки из дома).
Определитесь, сколько времени нужно на утренние сборы вашему ребенку. Кого-то лучше вести в сад полусонным, и тогда будить его надо за 10 мин до выхода из дома, а кого-то, наоборот, желательно разбудить пораньше, чтобы успеть пообщаться, поиграть и покормить…
По дороге в садик рассказывайте ребенку, что вы сейчас пойдете на работу, что будете делать там то-то и то-то; а ваш малыш пойдет в садик и будет там делать то-то и то-то. Зная, что вы чем-то заняты, ребенку будет легче смириться с вашим отсутствием.
Многим детям сложно расставаться в саду именно с мамой. В этом случае целесообразно, чтобы отводили ребенка в сад другие члены семьи. А еще многим детям очень нравится, если их отводят в детский сад папа и мама вместе.
В шкафчике ребенка может ожидать небольшой «подарок», положенный туда «воспитателем».
Если малышу сложно входить в группу, наполненную детьми, то приводите его в садик одним из самых первых, так и у воспитателя будет больше времени отвлечь вашего ребенка от грустных мыслей, и ему самому будет не так страшно войти в группу.
Иногда помогает приход в садик во время какого-то режимного момента (когда все идут мыть руки или переодеваются на зарядку). Тут уж некогда плакать, надо поскорее «включаться» в процесс.
Ребенок плачет при расставании с мамой. Как себя вести?
Процесс расставания утром в саду слишком тяжел и волнителен для ребенка и для его родителя. Ведь между вами слишком большая эмоциональная привязанность. К тому же ближе к 2-ум годам у малыша появляется чувство родства (он уже понимает, что такое семья, и все его интересы строятся вокруг семьи), кроме того, к детсадовскому возрасту у ребенка уже появляются различные страхи, в том числе, и страх одиночества. Да и просто ребенку страшно отпустить маму и переступить порог группы. Ведь он уже представляет, что ему придется провести целый день без мамы.
В утреннее время вашему ребенку нужна максимальная поддержка с вашей стороны и со стороны воспитателя. Во время прощания посочувствуйте ребенку и нарисуйте заманчивые перспективы на вторую половину дня, скажите: «Понимаю, тебе грустно со мной расставаться. Когда я вернусь с работы – мы снова будем вместе и пойдем …(или займемся…)».
Ни в коем случае не убегайте не попрощавшись. «Если мама так быстро убежала, она может и не вернуться», - может решить малыш.
Выработайте свой ритуал прощания, давайте крохе с собой какую-то вещичку, чтобы он чувствовал ваше незримое присутствие. Расскажите, чем вы займетесь после садика. Но и не затягивайте прощание, говорите четко, спокойно, убедительно, чтобы ваш(а) сын/дочка понял(а), что всё в порядке, волноваться не из-за чего.
При расставании можно оставлять ребенку ключ от квартиры (конечно не настоящий), чтобы он знал, что вы за ним придете в любом случае. Можно «оставлять» поцелуй в ручке малыша, чтобы он мог раскрыть ладошку и посмотреть на него.
Если ребенок быстро успокаивается после ухода мамы – это хороший знак. Значит, ему в саду хорошо и интересно.
В утреннее время вашему ребенку нужна максимальная поддержка с вашей стороны и со стороны воспитателя. Во время прощания посочувствуйте ребенку и нарисуйте заманчивые перспективы на вторую половину дня, скажите: «Понимаю, тебе грустно со мной расставаться. Когда я вернусь с работы – мы снова будем вместе и пойдем …(или займемся…)».
Ни в коем случае не убегайте не попрощавшись. «Если мама так быстро убежала, она может и не вернуться», - может решить малыш.
Выработайте свой ритуал прощания, давайте крохе с собой какую-то вещичку, чтобы он чувствовал ваше незримое присутствие. Расскажите, чем вы займетесь после садика. Но и не затягивайте прощание, говорите четко, спокойно, убедительно, чтобы ваш(а) сын/дочка понял(а), что всё в порядке, волноваться не из-за чего.
При расставании можно оставлять ребенку ключ от квартиры (конечно не настоящий), чтобы он знал, что вы за ним придете в любом случае. Можно «оставлять» поцелуй в ручке малыша, чтобы он мог раскрыть ладошку и посмотреть на него.
Если ребенок быстро успокаивается после ухода мамы – это хороший знак. Значит, ему в саду хорошо и интересно.
Как вести себя с ребенком после сада?
В период адаптации желательно приходить за ребенком примерно в одно и то же время, как можно раньше. Старайтесь в период адаптации не забирать ребенка самым последним - ведь ребенок может испугаться, что за ним вообще не придут! Всегда радостно приветствуйте ребенка, обнимайте его, целуйте, говорите, как вы по нему скучали, интересуйтесь его рисунками и поделками, хвалите, восхищайтесь. Подчеркивайте, что малыш многому учится в саду.
Обсудите что-нибудь приятное, например, то, куда вы сейчас пойдёте или чем займетесь, придя домой (заранее придумывайте что-то интересное и приятное для ребенка).
Расскажите малышу о том, что вы делали в то время, пока он был в детском саду.
Не стоит сразу же настойчиво расспрашивать ребенка о том, как он провёл день в саду, если он сам не проявляет инициативы. Это может быть ему неприятно. Лучше потом, дома, когда он успокоится и расслабится, неторопливо обсудить события прошедшего дня, а при необходимости, на игрушках проиграть ситуации, произошедшие в детском саду.
Такие ролевые игры помогут малышу снять напряжение, а вы лучше сможете понять, что его беспокоит или волнует: расставание с мамой, отсутствие взаимопонимания с воспитателем, другие дети, боязнь, что его не заберут и т.д. Поняв причину, будет легче работать с проблемой.
Запомните, вечернее время должно полностью принадлежать вам и ребенку, как компенсация за дневное расставание!
Обсудите что-нибудь приятное, например, то, куда вы сейчас пойдёте или чем займетесь, придя домой (заранее придумывайте что-то интересное и приятное для ребенка).
Расскажите малышу о том, что вы делали в то время, пока он был в детском саду.
Не стоит сразу же настойчиво расспрашивать ребенка о том, как он провёл день в саду, если он сам не проявляет инициативы. Это может быть ему неприятно. Лучше потом, дома, когда он успокоится и расслабится, неторопливо обсудить события прошедшего дня, а при необходимости, на игрушках проиграть ситуации, произошедшие в детском саду.
Такие ролевые игры помогут малышу снять напряжение, а вы лучше сможете понять, что его беспокоит или волнует: расставание с мамой, отсутствие взаимопонимания с воспитателем, другие дети, боязнь, что его не заберут и т.д. Поняв причину, будет легче работать с проблемой.
Запомните, вечернее время должно полностью принадлежать вам и ребенку, как компенсация за дневное расставание!
Остались вопросы?
Мы будем рады ответить на все интересующие вас вопросы по телефону 8 861 339-77-07.
Наш офис работает с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00.